"МОСКВИЧ-403"

 

Мой "МОСКВИЧ"

[Under Construction]

Главная
Новости
История
ТТХ
Модельный ряд
История моя
Опыт
Ссылки

 

 

counter.list.ru

 
Краткая история автомобиля "МОСКВИЧ"

Хочу лишний раз подчеркнуть, что на данной странице речь пойдёт об истории именно автомобилей, а не завода в целом. Причём автомобилей, серийно поставлявшихся на рынок для широкого круга потребителей. История же завода сама по себе замечательна и интересна и, надеюсь, в будущем я отведу под неё на своём сайте страницу-другую.

Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА), переименованный в 1968 г. в автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), в 1947 г. начал массовое производство, выпустив автомобиль мод. "Москвич-400" (полное обозначение моделей всех автомобилей, выпускаемых АЗЛК (МЗМА), включает в себя слово "Москвич" и номер модели. Для краткости модели автомобилей будем обозначать только соответствующим номером, т. е., вместо полного, например "автомобиль мод. "Москвич-2140", пишется "автомобиль мод. 2140" или просто "автомобиль 2140". Аналогично обозначены двигатели) с кузовом седан мод. 420. Рычаг коробки перемены передач, как это ни странно, был расположен на полу.

В 1954 г. завод перешёл на производство автомобиля 401, представляющего собой довольно значительную модернизацию автомобиля прежней модели, хотя форма кузова при этом и была сохранена прежней. Модернизации подверглись главным образом двигатель, мощность которого была увеличена с 23 до 26 л. с., и шасси автомобиля: установлена новая коробка передач с рычагом управления на рулевой колонке, перенесён рычаг стояночного тормоза на левую сторону под панель приборов, установлено новое рулевое колесо, применены усиленные подшипники задних колес, перенесена аккумуляторная батарея. Во многих местах был усилен кузов.

На базе автомобилей 400 и 401 завод выпускал модификации:

с 1948 до 1956 г. - автомобиль 422 с деревянным кузовом фургон (грузовая модификация);

с 1949 до 1952 г. - автомобиль 420А с кузовом кабриолет (с мягким складным верхом).

Взаимозаменяемость большинства узлов и агрегатов автомобилей 401 с моделью 400 была сохранена полностью. Необходимые в отдельных случаях переделки кузовных элементов незначительны и, как правило, доступны большинству даже индивидуальных владельцев.

С последующими выпускаемыми после них моделями автомобилей по большинству деталей, узлов и агрегатов автомобили 400 и 401 невзаимозаменяемы. Официально. На деле же, если воспользоваться не только отвёрткой и гаечным ключом, но ещё и болгаркой, дрелью, и немного - сваркой, то унификация всех узлов и агрегатов "Москвича" становится практически стопроцентной.

В апр. 1956 г. был поставлен на производство автомобиль 402 с новым, более комфортабельным кузовом седан мод. 425, с новым двигателем, имеющим рабочий объем 1,22 л и мощность 35 л. с., а также почти со всеми новыми узлами и агрегатами шасси. Передняя подвеска на поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости, барабанные тормозные механизмы с плавающими (самоустанавливающимися) колодками придали автомобилю повышенную плавность хода и устойчивость, поставили его на уровень современных ему автомобилей. Наличие отопителя и устройства для обдува ветрового стекла горячим воздухом обеспечило повышенную комфортабельность этого автомобиля по сравнению с автомобилями 400 и 401. Передние сиденья с откидывающимися спинками, позволяющими устроить спальные места для отдыха при длительных поездках, и вместительный, открывающийся снаружи багажник также значительно увеличили удобства. С целью улучшения электрического баланса и унификации с другими легковыми автомобилями электрооборудование было заменено на 12-вольтовое вместо 6-вольтового на прежних моделях.

На базе автомобиля 402 завод выпускал модификации:

с 1957 до 1958 г.- автомобиль 423 с четырёхместным кузовом универсал, позволяющим перевозить увеличенное количество груза и при необходимости превращать и заднюю часть салона в грузовое отделение;

с 1957 до 1958 г.- автомобиль 410 повышенной проходимости (полноприводный), который в "больших г...нах" по свидетельствам очевидцев, не уступал по проходимости "Газикам", но был очень неудобен в обслуживании - постоянно "сыпалась" раздатка.

С мая 1958 г. завод начал выпускать автомобиль 407 с верхнеклапанным двигателем мощностью 45 л. с., с кузовом, отличающимся от мод. 425 только элементами оформления (были добавлены декоративные молдинги на боковинах кузова), изменённым внутренним оборудованием и улучшенной отделкой. На базе автомобиля 407 выпускались модификации:

с 1958 до 1964 г.- автомобиль 423Н с кузовом универсал и 430 с кузовом фургон, имеющий погрузочную дверь сзади и предназначенный для перевозки груза до 250 кг (грузовая модификация);

с 1958 до 1961 г.- автомобили 410Н повышенной проходимости с кузовом седан и 411Н с кузовом универсал.

За время производства завод вносил значительные изменения в конструкцию отдельных узлов и агрегатов автомобиля 407 с целью улучшения его динамики и экономичности (заменена трёхступенчатая коробка передач на четырёхступенчатую в конце 1959 г.), повышения прочности агрегатов (применён задний мост с гипоидным зацеплением главной передачи и укороченный карданный вал с 1960 г.) и надёжности их работы (внедрено сцепление с усиленными нажимными пружинами с июля 1961 г. и гаситель колебаний рычага переключения коробки передач с янв. 1962 г.), а также для улучшения защиты кузова от коррозии (введено общее фосфатирование кузова - бондеризация - с 1960 г.). Для улучшения внешнего вида с 1960 г. на автомобиле установлена новая решетчатая облицовка радиатора и изменённые задние фонари.

В мае 1963 г. завод начал производство автомобиля 403, отличающегося от 407 основными узлами шасси (передняя подвеска, рулевое управление, сцепление, тормоза), изменением ряда узлов двигателя (фильтр грубой очистки, радиатор) и передней части кузова - подмоторной рамы и щита передка (деталь кузова в виде вертикальной стенки, отделяющей подкапотное пространство от салона). Внешняя форма кузова в основном была сохранена аналогичной модели 407, но с небольшим изменением внешних элементов оформления. Появился омыватель ветрового стекла. В результате применения новой передней подвески, обеспечивающей стабильность углов установки колес, и рулевого управления с трапецией новой конструкции значительно повысился срок службы шин и улучшилась маневренность автомобиля. Введение трёхопорного вала рулевой сошки, новой рулевой колонки, рулевого колеса, с утопленной ступицей и измененного рычага указателя поворотов увеличило безопасность и повысило удобство управления автомобилем.

Значительно облегчено было техническое обслуживание автомобиля и его управление, а также повышена защищённость кузова от проникновения внутрь него пыли и грязи путём применения на автомобиле 403 подвесных педалей сцепления и тормоза и гидравлического привода сцепления вместо механического с установкой полупрозрачных бачков их главных цилиндров в подкапотном пространстве.

Ощутимое повышение эффективности, срока службы и облегчение технического обслуживания рабочих тормозов были обеспечены в результате установки новых тормозных механизмов колёс с увеличенным диаметром рабочих цилиндров, приклеенными фрикционными накладками колодок и устройствами для автоматического поддержания постоянного зазора между колодками и барабаном. На оставшемся в основном без изменений двигателе был перенесён фильтр грубой очистки масла и стал устанавливаться новый радиатор меньших размеров.

На базе автомобиля 403 выпускались модификации: автомобили 424 с кузовом универсал и 432 с кузовом фургон.

За период производства в узлы автомобиля 403 вносились некоторые изменения, направленные на дальнейшее повышение его технического уровня. Так, в мае 1964 г. был внедрён усиленный коленчатый вал с увеличенным диаметром коренных шеек и с уплотнением обоих его концов самоподжимными резиновыми сальниками (манжетами), введены вставные упорные полукольца в крышке среднего коренного подшипника, применён поддон картера с измененными присоединительными размерами, установлен новый распределитель зажигания. Все это значительно повысило долговечность двигателя; тогда же ему было присвоено обозначение 407Д1.

В конце 1964 г. завод перешел на производство автомобилей 408 с кузовом новой формы. Двигатель, перешедший от предыдущей модели, подвергся значительной модернизации, в результате чего повысилась его мощность и увеличилась долговечность. Первое позволило получить улучшенную динамику и большую максимальную скорость автомобиля.

На автомобиле были установлены колёса уменьшенного размера, что значительно улучшило его устойчивость на дороге и облегчило управление, а также оказало положительное влияние на динамику, маневренность автомобиля и эффективность торможения.

Несколько увеличенная колея передних и задних колес стала практически одинаковой. База автомобиля также была увеличена. Эффективнее стала система отопления.

Одновременно с формой изменилась и конструкция ряда узлов кузова. Капот сделан открывающимся вперед, что полностью предотвратило самопроизвольное откидывание его при движении автомобиля с незакрытым или неисправным замком. Во внутренней обивке салона автомобиля широко использованы легкомоющиеся искусственные кожи и цветные пластиковые пленки . Изменена система освещения и световой сигнализации.

На базе автомобиля 408 выпускались модификации: автомобили 426 с кузовом универсал и 433 с кузовом фургон (грузовой).

С сент. 1967 г. завод, продолжая изготовление автомобиля семейства 408, начал выпуск нового, более совершенного автомобиля 412 со значительно более мощным и долговечным двигателем, с облегчённым благодаря установке гидровакуумного усилителя управлением рабочими тормозами, с повышенной комфортабельностью и улучшенной отделкой кузова. Кузов автомобиля 408, применённый и для автомобиля 412, был конструктивно изменён для установки на нем двигателя мод. 412.

В конце 1969 г. был изменён внешний вид кузова, применяемого для обеих моделей,- стали устанавливаться прямоугольные фары и горизонтальные задние фонари с отдельными фонарями указателей поворотов. Фонарь освещения номерного знака был перенесён на задний буфер.

До нояб. 1973 г. кузова автомобилей 408 и 412 отличались только своей комплектностью по элементам внутренней отделки (разные панели приборов и пр.). С нояб. 1973 г. завод перешёл на изготовление кузовов в едином исполнении для автомобилей 408 и 412.

В процессе производства в конструкцию автомобиля 412 были внесены значительные изменения, направленные на повышение его безопасности, улучшение эксплуатационных качеств и внешнего вида. Ряд узлов и деталей был заменён более совершенными. К ним относятся: усиленный рулевой механизм с энергопоглощающей рулевой колонкой, травмобезопасные детали обивки пассажирского салона, травмобезопасные внутренние ручки замков дверей и стеклоподъёмников, более надёжные замки дверей. Кроме того, были введены специальные детали с отверстиями для крепления ремней безопасности, а также на части выпускаемых автомобилей стали устанавливаться раздельный привод тормозных механизмов и регулятор давления в приводе тормозных механизмов задних колес. На базе автомобиля 412 выпускались модификации: автомобили 427 с кузовом универсал и 434 с кузовом фургон.

С янв. 1976 г. завод выпускал автомобили 2140 и 2138. Кроме этих базовых моделей изготавливались модификации. На базе 2140 выпускались:

с янв. 1976 г.- автомобиль 21401 медицинской службы и автомобиль 21402 с правым управлением; с сент. 1977 г.- автомобиль 2137 с кузовом универсал;

с окт. 1978 г.- автомобиль 21406 для сельской местности; с нояб. 1979 г.- автомобиль 21403 с ручными органами управления. На базе 2138 выпускались:

с янв. 1976 г.- автомобиль 21381 медицинской службы и с мая 1976 г.- автомобиль 2136 с кузовом универсал. Кузова автомобилей 2138 и 2140 унифицированы.

Автомобили 2140 и 2138 обладают по сравнению с ранее выпускающимися моделями 408 и 412 рядом существенных преимуществ в части безопасности и других эксплуатационных качеств. Это достигнуто благодаря применению дисковых тормозов на передних колесах и двухконтурного (раздельного) гидропривода в комплексе с вакуумным усилителем и регулятором давления в контуре привода тормозов задних колес, введению подголовников на передних сиденьях, изменению формы внешних деталей автомобиля (утопленные ручки дверей и пр.). На автомобиле 2140 применена герметичная система охлаждения двигателя с использованием в ней низкозамерзающих жидкостей, на обеих моделях - 2140 и 2138 - устанавливаются закрытые подшипники в ряде агрегатов ходовой части и шарниры с одноразовой заправкой смазки в передней подвеске и приводе рулевого управления, что позволило значительно уменьшить объем технического обслуживания автомобилей в процессе эксплуатации. В принципе, двигатель, трансмиссия и ходовая часть этих автомобилей были сохранены соответственно идентичными моделями 408 и 412.

На автомобили семейства 2140 устанавливаются базовые двигатели 412Э (75л. с., топливо - бензин АИ-93) либо дефорсированные 412ДЭ (68 л. с., бензин А-76)

Со 2-й половины 1981 г. АЗЛК начал выпуск автомобиля 2140SL (2140 "Люкс")- новой модификации базовой модели. По составляющим частям он более чем на 90% унифицирован с автомобилем 2140, сохранив от него двигатель, рулевое управление, тормоза, ходовую часть и трансмиссию. Основные отличия 2140SL заключаются в изменённой внешности: пластмассовые передние и задние буфера, декоративные детали, а также ручки и рамки дверей с тёмным матовым покрытием, облицовка радиатора из черного пластика с отделкой декоративной пленкой. Оригинально выполнены и наружные светотехнические приборы увеличенных размеров с добавлением секции заднего фонаря для освещения дороги при движении задним ходом. Салон автомобиля оформлен полностью оригинально: новая панель приборов, измененная обивка и арматура дверей, тканевая обивка сидений, тканые ковры на полу, улучшенная вентиляция, инерционные ремни безопасности и многое другое.

Ряд изменений, присущих сначала только автомобилю 2140SL (замена больших колёсных колпаков хромированными гайками и декоративным колпаком ступицы, улучшенный отопитель салона, бесфорточные передние двери, модернизированная коробка передач, уменьшенное до 3,89 передаточное отношение главной передачи и некоторые другие), в последующем был распространен и на автомобиль 2140.

Кроме описанных основных моделей и модификаций автомобилей, в каждом семействе завод выпускал в небольших количествах автомобили для инвалидов с ручным управлением (401Б, 402Б, 407Б, 403Б, 408Б) и автомобили для медицинского обслуживания населения (401М, 402М, 407М, 403М, 408М, 412М). От базовых моделей они отличаются незначительными дополнениями или изменениями, соответствующими специфике их использования.

Начиная с автомобиля 407, всем основным моделям и модификациям автомобилей, предназначенным для экспорта, была присвоена литера "Э":

407Э, 403Э, 408Э, 412Э, 423Э, 424Э, 427Э, 430Э,432Э,433Э,434Э. Автомобилям, начиная с модели 402, предназначенным для эксплуатации в условиях тропического климата, присваивалась литера "Юг (южный): 402Ю, 407Ю, 403Ю, 408Ю, 412Ю, 423Ю, 424Ю. 426Ю, 427Э, 430Ю, 432Ю, 433Ю, 434Ю.

Автомобили экспортного исполнения отличаются некоторыми изменениями внешних декоративных элементов, внутренней отделки кузова и изменённой в отдельных моделях системой освещения.

Автомобили тропического исполнения имеют соответствующее требованиям этого климата противокоррозионное покрытие деталей, а также специальные обивочные ткани, исходные смеси для резиновых деталей и деталей из пластмасс. Для автомобилей 408 и 412 в большинстве, а для 2138 и 2140 полностью детали по своему покрытию и составу стали изготавливаться в едином исполнении для всех климатических условий.

Автомобили 2138 и 2140 изготавливаются все в едином исполнении (для экспорта и внутреннего рынка) без добавления к обозначению литеры "Э".

В связи с экспортом в отдельные страны с левосторонним дорожным движением заводом выпускались автомобили с правым расположением органов управления с добавлением к обозначению модели автомобиля литеры "П" (кроме 2138 и 2140).

Да простят меня знатоки истории "Москвича", но на этом я остановлюсь, т.к. всё, что выпускалось после уже совсем другая история. Перечисленные выше модели автомобиля выпускались серийно, но помимо них было разработано ещё великое множество моделей экспериментальных, опережавших своё время. По традиционным для советской, а теперь и российской экономики причинам в серию они не пошли. То опала, то чья-то протекция, то ВАЗ, потребовавший вбухивания ресурсов для своего строительства и развития...

 

Главная ]

Все вопросы и пожелания по работе сайта присылайте на b_n@chat.ru